Совет молодых педагогов ЦАО
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [3]
Нормативно-правовые документы [4]
Повышение квалификации молодых специалистов [1]
Полезные статьи [5]
Наш опрос
Что Вы ждёте от года Учителя?
Всего ответов: 245
Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад на I Форуме СМП ЦАО
Рассуждая о будущем, мы должны отдавать себе отчет, что этого будущего может и не быть, если человечество не сумеет добиться устойчивого социального развития. На сегодняшний момент мир не нашел иного способа защиты, кроме как через развитие системы образования, воспитание человека, которому жить в XXI веке. Таким образом, ключевым звеном устойчивого развития становится система образования. От того, каким будет образование, зависит: каким будет мир.

Мы с вами в любом случае учителя будущего, потому что именно мы будем в нем работать. Вопрос заключается в том: как мы готовы к тому, чтобы это будущее строить, создавать и работать в нем.

Совет Европы принял программу "Среднее образование для Европы", в котором определил задачи европейского среднего образования. В этой программе зафиксировано общее убеждение в том, что, если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, важно точно определить ключевые компетентности, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться либо к самостоятельной жизни, либо к получению высшего образования. В этом проекте выделены следующие группы ключевых компетентностей:

- политическая и социальная компетентность;

- компетентность, реализующая способность и желание учиться всю жизнь;

- компетентность жизни в многокультурном обществе;

- коммуникативная компетентность;

- информационная компетентность.

Таким образом, уже в современных условиях кардинально меняется содержание труда учителя. Сегодня становятся востребованными такие характеристики профессиональной деятельности учителя, как умение работать в команде, быть консультантом, экспертом, организатором, уметь налаживать международные связи, быть способным и готовым к совместным действиям с коллегами, родителями, общественными организациями, владеть современными педагогическими технологиями и методами (рефлексивное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, обучение в диалоге, исследовательское обучение). Основной формой развития компетенций является диалог, а не монолог учителя. Однако, это как раз то, к чему оказываются не готовы молодые педагоги. Еще остро стоит вопрос дисциплины в классе, еще трудно выделить в материале ту группу информации, которую необходимо проработать на уроке. Но пробовать все же необходимо, а иначе как можно этому научиться?

Мы можем условно выделить 2 основные группы функций педагога: эндогенные и экзогенные - внутренние, то есть направленные на себя, и внешние, направленные вовне.

Внутренняя функция формируется по ходу профессионального роста педагога, но для того, чтобы учитель сформировался и состоялся, как профессионал, в среднем, уходит порядка 20 лет. В мире действует закон ускорения общественного развития, и учитель сегодня просто не успевает за динамично развивающимся обществом. Возможно ли ускорить процесс формирования учителя? - Да, возможно, и, прежде всего, за счет осознания такой необходимости и интенсификацию профессионального самосовершенствования, а также через вторую группу функций, через его выход в социум (становление гражданской позиции, участие в общественном соуправлении и т.п.).

Интенсификация профессионального совершенствования сегодня тесно связана с информатизацией. Конечно, использование ИКТ на уроках не является строго обязательным элементом: есть педагоги, достигающие высокого результата и без использования ИКТ. Но, с другой стороны, область ИКТ для детей является областью, где они чувствуют себя комфортно, в то самое время, как для учителя эта область остается чуждой. Но если учитель сможет интегрироваться в это пространство, он начнет говорить с учениками на понятном им языке, сможет привить им высокую культуру общения в нем, сможет обеспечивать информационную поддержку своей педагогической деятельности, развивать дистанционные формы обучения, индивидуализировать образовательный процесс. В этом ключе каждый из нас может начать с того, что откроет свою персональную страничку в интернете, или даже Интернет-сайт, который станет местом альтернативного общения с учениками, своеобразной копилкой педагогического опыта. Пока учитель не начнет формировать собственные знания, детей он этому не научит.

Молодой педагог, приходя в школу, испытывает сразу несколько ощущений от начала своей педагогической деятельности:

1. Он знает много больше детей.

2. Не все, что он знает необходимо преподавать обучающимся.

Таким образом, если учитель не будет постоянно переосмысливать свой предмет, не будет изучать философию, методологию предмета, его КПД будет неуклонно снижаться.

Следующее, что должен сделать молодой педагог, - определиться с вектором своей профессиональной деятельности. Основных таких векторов три:

- научно-педагогическое направление;

-административно-педагогическое;

- общественно-педагогическое.

Сенека говорил: "Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным". Мы должны задуматься над тем, к какой пристани держим путь.

Необходимость выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающегося (разными учениками могут быть востребованы разные компетенции) ставят перед педагогом задачу более смело использовать индивидуальный подход к обучающемуся, что ставит перед учителем еще и задачу повышать свою квалификацию в области психологии, так как знаний, полученных в вузе оказывается недостаточно еще и в силу того, что сама психология стремительно развивается.

Сегодня в России есть реальная возможность познакомиться с достижениями разных ОУ в деле внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий. В рамках ПНПО проводится конкурс учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные технологии, и его результаты доводятся до сведения широкой общественности, с опытом победителей нацпроекта имеет возможность ознакомиться каждый из нас. Важно помнить: ИКТ развиваются стремительно, поэтому и нам предстоит непрерывно учиться новому.

Успешный учитель - успешный ученик. Эта формула уже давно признается формулой достижения высоких результатов нашей профессиональной деятельности. И каждый из нас должен состояться в жизни. Это состоятельность начинается с формирования позитивного мировоззрения.

Образование является консервативным общественным институтом, консервативным не в негативном понимании этого слова - не тормозом общественного развития, а институтом, осознающим свою огромную ответственность перед обществом, а потому реализующим хоть и современные, но при этом хорошо проверенные методики воспитания и обучения. И в этом аспекте роль педагога, как хранителя традиций, олицетворяющего своеобразный защитный механизм общества, оберегающего его от опасных заблуждений, в будущем будет только возрастать.

Поэтому чрезвычайно важно нам с Вами, молодым педагогам настоящего, целенаправленно созидать собственное позитивное мировоззрение, нам важно самим научиться отделять важное от второстепенного, хорошее от плохого.

Но этот путь для учителя таит и целый ряд серьёзных опасностей. Человек успешный, со сложившимся мировоззрением, которое он считает наиболее соответствующим истине, человек, привыкший каждый день на уроке говорить с позиции абсолютной истины, в конце концов, может окончательно уверовать в собственную интеллектуально-житейскую непогрешимость, и превратиться в Демиурга, своего рода Просветителя, единственно правильно все видящего и понимающего. Это огромная профессиональная опасность, которая подстерегает нас на нашем пути профессионального совершенствования. Поэтому крайне важно, чтобы учитель будущего был человеком толерантным. И это не означает призыва к предательству своих принципов, просто необходимо осознавать разнообразие мира, уважать мнение других людей, если оно не таит в себе деструктивной агрессии, не отражает преступных в юридическом смысле намерений.

И, конечно, каждый из нас должен не только призывать к доброму, но и своим личным примером подкреплять свои призывы. Личный пример является самым действенным методом воспитания.

Таким образом, перед нами встает образ учителя будущего - Личности со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленной на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантной, обладающей высоким нравственным авторитетом.

Современное общество предлагает человеку огромный объем самой разнообразной информации. Именно это обстоятельство ставит перед педагогическим сообществом в целом, и каждым педагогом, в частности, задачу выходить в информационное поле со своими предложениями, предлагать социуму свой высококачественный образовательный и воспитательный продукт, вести большую работу не только с обучающимися, но и с их родителями, делать образовательное пространство открытым для общества, развивать общественное соуправление и не бояться этого. Роль педагога будущего - занять в социуме достойное место хранителя и распространителя традиционных высоких нравственных и духовных ценностей.

Теперь хотелось бы сказать несколько слов о том, какую работу проводит наш окружной Совет молодых педагогов, насколько наше сообщество способно решать задачи, поставленные перед нами временем.

Мы нацелены на развитие, иначе, наверное, нас и не было бы в Совете. Вопрос личностного и мировоззренческого развития - вопрос индивидуальный, хотя на нашем организационно-обучающем выезде в Колонтаево в апреле текущего года, проблемам становления мировоззренческой базы нами уделялось особое внимание.

Профессионализм молодого учителя складывается как из теоретических познаний в области педагогики, психологии и преподаваемого предмета, так и из практического опыта, и жизненного, и методического.

Без сомнения, вопрос опытности для нас - вопрос, что называется, наживной, и, конечно, каждый день каждый из нас понемногу продвигается в этом направлении. Тем не менее, у нас есть и помощники в этом.

Так, на базе НМЦ работает школа начинающего учителя, и любой молодой специалист имеет возможность поучиться в ней и тому, как следует грамотно планировать свою деятельность, как правильно вести документацию, как организовывать внеклассные мероприятия, и, конечно, самое главное - как эффективно организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся непосредственно на уроках.

Все мы согласны с тем, что учитель - больше чем профессия, это миссия. Слово "миссия" имеет в русском языке два значения: "поручение" и "предназначение". С учительством, как поручением, мы, в основном, справляемся, а вот с предназначением, мягко говоря, пока не очень. Одна из причин - низкая активность молодых педагогов в процессах повышения собственной квалификации. По данным НМЦ на сегодняшний день, на разнообразных курсах повышения квалификации, проходящих на базе НМЦ в этом учебном году не будет проходить обучение ни один педагог моложе 30 лет. В педагогических вузах и на базе МИОО давно существует возможность получить 2 высшее образование по направлениям: "менеджмент в образовании", "управление персоналом в образовании", однако молодые педагоги такой возможностью практически не пользуются.

У любого молодого педагога есть возможность подать заявление на первую квалификационную категорию, однако, по статистике, молодые педагоги первых 3-7 лет работы заявление на повышение категории практически не подают, в основном, пользуясь только возможностями участия в конкурсе "Поколение будущего". Но что же мешает повысить свою категорию и на общих основаниях?

Теплые отношения сложились у нашего Совета с Советом ветеранов педагогического труда. К сожалению, пока просто теплые, но в текущем учебном году мы планируем обратиться к Совету ветеранов с просьбой помочь в организации встреч и мастер-классов наших заслуженных и многоопытных ветеранов с молодыми педагогами округа. Верим, что такие встречи необходимы и будут очень полезны.

Актив Совета молодых педагогов благодаря большой поддержке ЦОУО и нашей отраслевой организации профсоюза имеет возможность проходить обучение по различным направлениям - о выезде в Колонтаево я уже говорил, и в самом начале нашей конференции Вы имели возможность увидеть и краткий отчет о нашей образовательной поездке в Туапсе.

Кроме того, 3 члена окружного Совета были делегированы городским Советом в состав экспертов ПНПО и прошли обучение на базе МЦКО. То есть и о критериях развития ОУ, внедрении инновационных технологий в образовательный процесс мы знаем не понаслышке. А за два года существования Гранта Президента всего 7 членов Совета выступили в роли экспертов Гранта. В этом году мы планируем расширить число экспертов-членов Совета.

Социальная активность членов Совета - позиция, пожалуй, наиболее прочная. СМП ЦАО является инициатором и организатором целого ряда социальных проектов. Из наиболее крупных можно отметить проекты "Города-герои", победитель гранта префекта ЦАО, "100-летие российского парламентаризма", "65-летие битвы за Москву". Примечательно, что все эти проекты готовились совместно с ученическим активом округа. Проекты были представлены широкой общественности, а проекты, посвященные ВОВ, нашли горячий отклик в сердцах ветеранов.

СМП ЦАО сотрудничает с целым рядом СМИ: газетой "Центр-класс", ИД "1 сентября", районными изданиями. Члены Совета - участники эфиров ТВЦ, НТВ, РТР, посвященных проблемам и успехам современного образования.

Досуговое направление деятельности Совета представлено целым набором зрелищных мероприятий, таких, как праздник молодых специалистов "Первые шаги", Новогодняя дискотека, игра со студентами городских педагогических вузов "Форт Байярд", праздник, посвященный "23 февраля и 8 марта" и другие.

Но, к сожалению, стоит констатировать, что пока у нас так и не сложилось авторитетного профессионального сообщества молодых педагогов и создание такого сообщества, его развитие - приоритетная задача Совета молодых педагогов. Следует отметить, что контуры этого сообщества уже начали вырисовываться, и наш сегодняшний Форум - только начало нелегкого, но такого важного пути, призванного не допустить, чтобы наш потенциал так и остался бы нереализованным; пути, на котором всем нам хочется пожелать удачи!

Председатель Совета молодых педагогов ЦАО г. Москвы, заместитель директора по УВР ГОУ СОШ №353 им. А.С. Пушкина Новокрещёнов Илья Владимирович.

Категория: Мои статьи | Добавил: Didaskal (06.03.2008)
Просмотров: 1948 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Сайт создан в системе uCoz